Внимание! Studlandia не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Наши специалисты оказывают услуги консультирования и помощи в написании студенческих работ: в сборе информации, ее обработке, структурировании и оформления работы в соответствии с ГОСТом. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Нужна индивидуальная работа?
Подберем литературу
Поможем справиться с любым заданием
Подготовим презентацию и речь
Оформим готовую работу
Узнать стоимость своей работы
Дарим 200 руб.
на первый
заказ

Дипломная работа на тему: Жанровое своеобразие «Дневника писателя» вского

Купить за 2500 руб.
Страниц
35
Размер файла
270.58 КБ
Просмотров
20
Покупок
0
Дневник как жанровая форма является одним из величайших творений человека, раскрывающего особую систему коммуникаций и определенной эпохи. Дневник, проходящий определенный исторический путь,

Введение

Дневник как жанровая форма является одним из величайших творений человека, раскрывающего особую систему коммуникаций и определенной эпохи. Дневник, проходящий определенный исторический путь, становится важным явлением, вобравшим в себя и многоязычность, и многонациональность.

О дневнике как литературном жанре достаточно верно заметил М.М.Бахтин, отметив, что "литературный жанр по самой своей природе отражает наиболее устойчивые, "вековечные" тенденции развития литературы" [1,121]. Ученый кроме того утверждает, что "чем полнее и конкретнее знаем мы жанровые контакты художника, тем глубже можем проникнуть в особенности его жанровой формы и правильнее понять взаимоотношения традиций и новаторства в ней" [2,183].

Говоря о дневниковом жанре нельзя не остановиться на творчестве Ф.М.Достоевского, который уверенно полагал, что его авторитет как писателя дает ему право обращаться напрямую к читателю - представителю русского общества, оказывать влияние на исторический ход и вносить определенный вклад в улучшение взаимоотношений между людьми. Это все убеждения писателя и побудили его к созданию величайшего произведения "Дневник писателя".

Критики видели в произведении писателя важность для эпохи, отмечая жанровое своеобразие дневника. Так, Л.П. Гроссман писал о "Дневнике писателя", что это сравнительно новый жанр художественной публицистики, "с направленностью на злобу дня, но с правом автора на вольные импровизации по текущим вопросам общественной жизни, на воспоминания, на "рассказы кстати", очерки, впечатления, иногда и глубокие новеллы психологического и философского характера" [4, 89].

Мы можем отметить, что отсутствуют полноценные исследования "Дневника", отсутствие которых говорит о том, что преобладает интерес к романам писателя, но отсутствует понимание того, что "Дневник" содержит идеи романов Ф.М.Достоевского. Все это свидетельствует об актуальности нашего исследования, что и определило тему работы - "Жанровое своеобразие "Дневника писателя" Ф.М.Достоевского.

Объектом исследования является "Дневник писателя" Ф.М. Достоевского, выходивший как самостоятельное издание в 1876 -1877 годах.

Предметом исследования является изучение "Дневника писателя", определение его жанровых особенностей и выявления своеобразия выражения авторской позиции Ф.М.Достоевского.

Цель исследования - обобщить и углубить представления о жанровых особенностях "Дневника писателя" Ф.М.Достоевского.

Соответственно данной цели в работе были поставлены следующие задачи:

1.Рассмотреть дневниковый жанр.

2. Определить место "Дневника писателя" в творческой биографии Ф.М.Достоевского.

3. Выявить своеобразие "Дневника писателя" как жанра.

4.Обозначить особенности авторского повествования в "Дневнике писателя".

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что жанрообразующей основой "Дневника писателя" является обозрение текущих событий и актуальных проблем.

В качестве методологических источников в работе используются труды отечественных философов, культурологов и литературоведов, исследовавших дневниковый жанр, а также жанровые особенности "Дневника писателя" Ф.М.Достоевского: М.М. Бахтина, Д.В.Гришина, Л.П.Гроссман, В.Г.Белинского, Н.А.Тарасовой, А.С. Рейнгольд, Е.М.Криволаповой и других.

Эмпирической базой исследования является основной корпус источниковой базы, который составляют дневниковые записи Ф.М.Достоевского, а также другие материалы личного архива писателя.

В основу методологии исследования положены следующие методы: методы системного и типологического анализа. Указанные методы позволяют провести анализ публицистического творчества Ф.М. Достоевского.

Теоретическая значимость работы состоит в углублении знания о жанровом своеобразии "Дневника писателя" как самостоятельного жанра мемуарно-эпистолярного наследия писателя, а также проведении анализа "Дневника" с целью определения значимости произведения как для самого Ф.М.Достоевского в его литературном творчестве, так и для читателей.

Практическое значение данной работы состоит в том, что общие результаты исследования могут быть использованы в научно-исследовательской работе, при проведении семинаров по истории отечественной журналистики и литературы, а также в ходе дальнейшего изучения творчества и мемуарно-эпистолярного наследия Ф.М.Достоевского.

Структура выпускной квалификационной работы подчинена логике исследования и включает две главы, введение, заключение, библиографический список, насчитывающий 20 источников.

В первой главе нами рассмотрены теоретико-методологические особенности дневникового жанра, раскрыта жанровая природа дневника, проведено сравнение понятий посредством анализа словарей литературоведческих терминов. Следующий параграф содержит описание характерных особенностей дневникового жанра, что позволит раскрыть особенности и своеобразие исследуемого жанра. Во второй главе выделено пять основных целей написания дневника, а также определено, что дневники могут иметь художественный и нехудожественный характер.

Вторая глава является практической, то есть нами проведен комплексный анализ как "Дневника писателя", так и критических монографий. В ходе проведения исследования нами изучены две критические монографии Гришина Д.В. "Дневник писателя Ф.М.Достоевского" и Тарасовой Н.А. "Дневник писателя" Ф. М. Достоевского (1876- 1877), методом сплошной выборки нами отобран материал для проведения анализа жанрового своеобразия "Дневника писателя".

Во второй главе определено, что для "Дневника" характерно чередование биографических, публицистических и художественных заметок, которые и определили жанровые особенности "Дневника писателя".

Оглавление

- Введение 3

- Теоретико-методологические особенности дневникового жанра

- Жанр дневника

- Характерные особенности дневникового жанра

- Вывод по первой главе

- Жанровое своеобразие Дневника писателя Ф.М.Достоевского

- История создания Дневника писателя

- Композиция и содержание Дневника писателя

- Мемуарные страницы Дневника писателя

- Вывод по первой главе

- Заключение 44

- Список использованных источников 49

Заключение

Выбранная нами тема исследования позволила выявить жанровую специфику "Дневника писателя" Ф.М. Достоевского в результате рассмотрения понятия дневник и определения теоретико-методологических особенности дневникового жанра. Данное исследование получило практическую ценность в результате проведенного анализа жанровых особенностей "Дневника писателя" Ф.М.Достоевского.

Наша гипотеза, предполагающая что "Дневник писателя", обладая определенными жанровыми особенностями, является одним из ключевых произведений творчества Ф.М.Достоевского, доказана.

Для подтверждения гипотезы в работе были использованы методологические источники и труды отечественных философов, культурологов и литературоведов, которые исследовали дневниковый жанр, а также жанровые особенности "Дневника писателя" Ф.М.Достоевского: М.М. Бахтина, Д.В.Гришина, Л.П.Гроссман, В.Г.Белинского, Н.А.Тарасовой, А.С. Рейнгольд, Е.М.Криволаповой и других.

Эмпирической базой исследования для проведения исследования послужили основной корпус источниковой базы, который составляют дневниковые записи Ф.М.Достоевского, а также другие материалы личного архива писателя.

В результате проведенного анализа методологических источников и архивных документов нами доказано, что дневники являются уникальным жанром.

В первой главе нами сделаны следующие выводы:

Дневник имеет две разновидности: литературный текст и дневник, который пишется для себя и литературным текстом не является. Также нами выяснено, что дневники могут иметь художественный и нехудожественный характер, исходя из чего определено, что художественные дневники являются воплощением замысла автора, то есть имеют вымышленного автора, а нехудожественные дневники имеют реального автора.

В ходе проведенного исследования и анализа критических статей и монографий нами выяснено, что в литературе выделяют пять основных целей написания дневника, а также рассмотрели жанровые признаки дневника:

1)Для первой группы дневников характерно в содержании наличие мыслей, впечатлений и идей автора, меняющихся со временем.

2)Вторая группа дневников является выражением психического состояния автора.

3)Третья группа дневников позволяет провести анализ событий и идей

4)Четвертая группа дневников является способом выражения мыслей и эмоций во время пребывания в заключении

5)Пятая группа дневников создается в период революций и войн.

Такой вывод позволил определить цель художественного дневника - прочтение широкой аудиторией, а также цель нехудожественного дневника - личное пользование. Нами проведен отбор художественных приемов, характерных для художественных дневников, а в нехудожественных дневниках отсутствуют художественные приемы, направленные на раскрытие образов, что соответственно позволило определить художественные особенности, свойственные для обоих типов дневников:

1.Структура временной организации.

2.Повествование в дневнике

3.Эмоциональность в дневнике

4.Особенности дневниковой записи

5.Спектр грамматических времен

6.Нарушение грамматических норм

7.Редко используется будущее время

В ходе проведения исследования нами изучены две критические монографии Гришина Д.В. "Дневник писателя Ф.М.Достоевского" и Тарасовой Н.А. "Дневник писателя" Ф. М. Достоевского (1876- 1877), в результате нами отобран материал для проведения анализа жанрового своеобразия "Дневника писателя", что стало возможным при использовании метода сплошной выборки. Данные обобщены для дальнейшего практического использования. Как показал проведенный анализ, работы Н.А. Тарасовой и Д.В.Гришина убеждают в том, что в истории текста "Дневника" еще много неясного и нерешенного, ее результаты и приемы заслуживают серьезного внимания: необходимо детальное изучение рукописных материалов ко всем произведениям Достоевского, новое прочтение рукописных и печатных источников. Исходя из исследованных нами монографий Н.А. Тарасовой и Д.В.Гришина, мы делаем вывод, что исследователи уделяют большое внимание жанровым особенностям "Дневника". Например, Н.А.Тарасова в своем анализе делает акцент на сравнение чернового варианта с опубликованным, а Д.В.Гришин большое внимание уделяет анализу тематики "Дневника", композиции публицистических статей, композиционным компонентам "Дневника писателя".

Кроме того во второй главе нами проведен выборочный анализ мемуарных фрагментов "Дневника писателя", который помог определить их роль в величайшем творении Ф.М.Достоевского.

Таким образом, при написании "Дневника" важное значение имели мемуарные очерки Ф.М. Достоевского о В.Г.Белинском и А.И.Герцене, которые являются великими представителях той эпохи, когда молодой Ф.М.Достоевский появился в литературных кругах.

Проведенный комплексный анализ жанрового своеобразия "Дневника писателя" Ф.М.Достоевского позволяет сделать следующие выводы.

"Дневник писателя" является завершением определенного цикла в развитии творчества Ф.М.Достоевского и вершиной его творческого пути. Без исследования и полного изучения "Дневника" невозможно получить полного представления о писателе, понять его творчество, так как, читая и анализируя романы Ф.М.Достоевского, мы познаем одну сторону деятельности Ф.М.Достоевского, игнорируя, тем самым другую, таким образом "Дневник" дает возможность изучить и понять Ф.М.Достоевского художника, публициста, философа и общественного деятеля.

Кроме того в "Дневнике" обсуждались важнейшие проблемы, которые нашли отражение в романах Ф.М.Достоевского, таким образом, "Дневник" содержит богатейший материал для рассмотрения и понимания эстетических и этических взглядов писателя, что дает возможность проследить творческий процесс Ф.М. Достоевского, понять его "высший реализм". Исследуемое произведение держит ценные сведения о деятельности его создателя, Ф.М.Достоевского в революционных кружках, а мемуарные фрагменты в "Дневнике писателя" представлены в виде воспоминаний о писателях, о петрашевцах и автобиографических зарисовок, что является отражением фактов общественно-политической жизни общества и литературы в личности автора и определяют единство личного и общего, чем и отличается жанр "Дневника".

Проведенное исследование имеет научную ценность, так как в выпускной квалификационной работе впервые предпринят всесторонний анализ наследия Ф.М.Достоевского, исследованы жанровые особенности "Дневника писателя".

Список литературы

1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского- 4-е изд. - Москва: Сов. Россия, 1979. - 318 с.

2. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров. Собрание сочинений: [в 7 томах] / М. М. Бахтин; Ин-т мировой лит. им. М. Горького Российской акад. наук. - Москва: Русское слово, 1996, ISBN 5-89216-010-6

3. Большая Российская Энциклопедия: [в 30 т.] / научно-редакционный совет: председатель - Ю.С. Осипов и др. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2004. - 30 см.; ISBN 5-85270-320-6

4. Борисова В. В. Христианская дилогия Ф. М. Достоевского // Словесность: прил. к Вестн. Башкир. гос. пед. ун-та. [Сер. гуманитарных наук]. Уфа, 2001. Вып. 1.

5. Волгин И.Л. Достоевский-журналист ("Дневник писателя" и русская общественность): пособие по спецкурсу. М., 1982. С. 30

6. Владимирцев, В. П. Поэтика "Дневника писателя" Ф. М. Достоевского: этнографическое впечатление и авторская мысль [Текст] / В. П. Владимирцев. - Иркутск: Изд-во Иркут. Ун-та , 1998. - С. 84

7. Галимова, Л.Р. Проблема жанровых номинаций в малой прозе "Дневника писателя" Ф.М. Достоевского [Текст] / Л.Р. Галимова // Дергачевские чтения - 2008: Национальное развитие и региональные особенности: материалы Международной научной конференции. Екатеринбург, 9-11 октября 2008 г. С. 159-164

8. Гроссман Л.П. Достоевский. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Молодая гвардия, 1965. - 605 с.

9. Гришин Д. В. Дневник писателя Ф.М.Достоевского - Мельбурн: Отд. русского языка и литературы Мельбурнского университета, 1966. - 270 с.

10. Достоевский, Ф. М. Собрание сочинений: в 9 т. Т. 9 в 2 кн. Кн. 1.: Дневник писателя [Текст] / Ф. М. Достоевский. - М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство АСТ" , 2004. - 603 с.

11. Дмитриева Л.С. О жанровом своеобразии "Дневника писателя" Ф.М. Достоевского: (к проблеме типологии журнала) // Вестник Московского университета. 1969. № 6. С. 25-35.

12. Егоров О. Г. Литературный дневник ХIХ века: История и теория жанра. автореф. дис. на соиск. уч. степ. докт. филол. наук. (19.12.2003) / Егоров О. Г..; Моск. гос. обл. универс. - Москва, 2003. - 360.

13. Егоров О.Г. "Дневники писателей ХIХ века". - М.,2002.

14. Егоров, О.Г. Русский литературный дневник 19 века. История и теория жанра / О.Г.Егоров. М.: Флинта: Наука, 2004. 250 с.

15. Захарова О.В. "Дневник писателя" как оригинальное жанровое явление и идейно-художественная целостность // Творчество Ф.М. Достоевского: искусство синтеза. Екатеринбург, 1991. С. 251-282.

16. Захарова О.В. "Дневник писателя" Ф.М. Достоевского как художественно-документальное произведение // О художественно-документальной литературе. Сб. 1. Иваново, 1972. С. 89-110

17. Кантор, В. "Дневник писателя" Достоевского как провокация имперского кризиса в России [Текст] / В. Кантор // Вопросы литературы. - 2007. - №1

18. Краткая литературная энциклопедия: В 8 т. М.: Советская энциклопедия, 1964. Т. 2. С. 707-708

19. Литературный энциклопедический словарь/Под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева.- М.: Сов. энциклопедия, 1987

20. Ромашкина М.В. Дневник: Эволюция жанра // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №6.;

URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15447 (дата обращения: 08.12.2020).

21. Розенблюм Л.М. Творческие дневники Достоевского / Л.М. Розенблюм. - М.: Наука, 1981. - С. 117.

22. Рейнгольд А.С. Жанровые особенности литературного дневника и дневник как нелитературный текст// Вестник Российского государственного гуманитарного университета. - 2010 (11)., с.118-129.

23. Сараскина Л.И. Испытание будущим: Ф.М. Достоевский как участник современной культуры. М., 2010. С. 53.

24. Смирнова В.В. Ф.М. Достоевский о своем реализме на страницах "Дневника писателя" // Писатель. Критик. Журнал: сб. науч. тр. Саратов, 2007. С. 43.

25. Сидоров В.А. О "Дневнике писателя" // Ф.М. Достоевский: статьи и материалы / под ред. А.С. Долинина. Сб. 2. Л.; М., 1924. С. 115.

26. Словарь литературоведческих терминов. - Ред.-сост.; Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. - М.: Просвещение, 1972

27. Тарасова Н. А. "Дневник писателя" Ф. М. Достоевского (1876- 1877): Критика текста: монография / Н. А. Тарасова. - М.: Квадрига; МБА, 2011. - 392 с.

28. Тарасова Н.А. "Дневник писателя" Ф.М. Достоевского 1876 г.: творческая эволюция и история текста/ Н.А. Тарасова // Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. Петрозаводск, 2001. - 18 с.

29. Тамарченко Н.Д. Поэтика // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. М., 2008. С. 182-185

30. Туниманов В.А. Публицистика Достоевского. "Дневник писателя" // Достоевский-художник и мыслитель. М., 1972. С. 167-168

31. Тимофеев Л.И., Н.Венгров Краткий словарь литературоведческих терминов. Пособие для учащихся средней школы. - Москва, 1963. - 124 с.

32. Фокин П.Е. Учителю, научися сам! (Достоевский - литературный критик. "Дневник писателя" 1876 - 1877) / П.Е. Фокин // Достоевский и мировая культура. - М.: Классика плюс, 1996. -№7.-С. 18-42.

33. Щурова В.В. "Дневник писателя" Достоевского как единое целое / В.В. Щурова // Журналистика, реклама и СО : новые подходы: тез. науч.- практ. конф. - Воронеж, 2002. - С. 98 - 99.

34. Щурова В.В. "Дневник писателя" Ф.М. Достоевского как специфическая форма выражения авторской позиции /В.В. Щурова // Журналистика - Реклама - Связи с общественностью: тез. науч.-гфакт. конф. - Воронеж, 2000. - С. 109-110.

35. Щурова В.В. Своеобразие выражения авторской позиции в журнале Ф.М. Достоевского "Дневник писателя" / В.В. Щурова // Коммуникация в современном мире: мат. науч.-практ. конф. - Воронеж, 2005. - С. 63 - 65.

36. Шабанова Н.А. Словарь литературоведческих терминов - Инта, Республика Коми, 2008 г.

Как купить готовую работу?
Авторизоваться
или зарегистрироваться
в сервисе
Оплатить работу
удобным
способом
После оплаты
вы получите ссылку
на скачивание
Страниц
35
Размер файла
270.58 КБ
Просмотров
499
Покупок
0
Жанровое своеобразие «Дневника писателя» вского
Купить за 2500 руб.
Похожие работы
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
Прочие работы по предмету
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
103 972 студента обратились
к нам за прошлый год
1953 оценок
среднее 4.2 из 5
Александр Спасибо большое за работу.
uzinskayaantonina Прекрасный эксперт, все очень хорошо сделала, умничка каких мало, были проблемы с самим сайтом (некорректно работал...
Михаил Спасибо большое за доклад! Все выполнено в срок. Доклад был принят и одобрен.
Михаил Очень долго искала эксперта, который сможет выполнить работу. Наконец-то нашла. Работа выполнена в срок, все,как...
Юлия работа выполнена отлично, раньше срока, недочётов не обнаружено!
Юлия Работа выполнена качественно и в указанный срок
Ярослава Эксперта рекомендую !!!! Все четко и оперативно. Спасибо большое за помощь!Буду обращаться еще.
Ярослава Благодарю за отличную курсовую работу! Хороший эксперт, рекомендую!
Марина Хорошая и быстрая работа, доработки выполнялись в кратчайшие сроки! Огромной спасибо Марине за помощь!!! Очень...
Мария Благодарю за работу, замечаний нет!

Рассчитай стоимость работы через Telegram