на первый
заказ
Дипломная работа на тему: Особенности художественной деятельности , творческих возможностей детей младшего школьного возраста
Купить за 600 руб.Введение
Народные художественные промыслы занимают видное место в отечественном декоративно-прикладном искусстве. Искусство народных художественных промыслов предстает перед нами как сложное, богатое по декоративным возможностям, глубокое по идейно-образному содержанию явление современной культуры. Во многих районах нашей страны сохранилось традиционное, основанное на ручном труде и пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы.Одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения , является развитие творческих способностей и особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни детей.
В детском саде существуют занятия по ИЗО, дополнительные занятия, такие как, кружок " Умелые руки" и другие, на которых детей учат работать с бумагой. Бумага является, как бы подготовительным этапом перед началом работы с берестой.
Детей учат различным приемам работы с бумагой таким как, аппликация -вырезание правильных контуров по обозначенным линиям их компановка с последующим наклеиванием на какую либо основу, будь то бумага или другой материал . Оригами- детей учат складывать из бумаги различные фигуры. Плетение из бумажных полосок. Данные примеры позволяет прививать детям основы пространственного мышления , развивать у них мелкую моторику - готовит руку ребенка к более сложной деятельности, развивает воображение. И конечно, это первоначальный этап, что бы почувствовать интерес к познанию нового, испытывать чувство радости от результатов своей работы.
В данной работе хочется остановиться на одном из видов народных -художественных промыслов- художественная обработка бересты.
В учебной работе с младшими школьниками на уроках труда и ИЗО в начальной школе , по моему мнению, художественная обработка бересты должна присутствовать в учебных планах, а уже потом по желанию детей, приглашать их на занятия в кружок по художественной обработке бересты. Работа с берестой нередко связана с кропотливой, тонкой проработкой деталей , декоративных композиций, поэтому только самые усидчивые и трудолюбивые дети могут заинтересоваться этой работой и заниматься ею в течении долгового времени. Если младших школьников мы обучаем азам этого ремесла- первым ступенькам работы с берестой, то старшие школьники в состоянии выполнить уже более сложные работы, воплощать в некие декоративные образы обычные материалы.
О русском народном искусстве, включая и промыслы, существует довольно обширная литература, посвященная как общим вопросам, так и отдельным частным проблемам их развития.
Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей. В учебной работе с первоклассниками особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни детей, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от общения со сверстниками и учителями.
Для этого, во-первых, необходимо грамотно отобрать содержание предлагаемого детям учебного материала и определить его в соответствии с возрастными возможностями детей. Во-вторых, необходимо ввести в занятие со школьниками особые методические действия и приемы, обеспечивающие активное и осмысленное усвоение знаний, умений и навыков.
Данная работа предназначена для ведения занятий по художественной обработке бересты.
Цель занятий - развитие воображения и творческих способностей младших школьников.
Учебные задачи:
1. Познакомить с основными видами декоративно-прикладного искусства и раскрыть комплексный характер народного художественного творчества.
2. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства, формировать основы эстетического восприятия.
3. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.
4. Прививать любовь к труду и своему отчеству.
Оглавление
- Введение- Особенности художественной деятельности , творческих возможностей детей младшего школьного возраста
- Воображение и его развитие в детском возрасте
- Творческие возможности
- Творческий процесс
- Движущие силы творческого процесса
- Можно ли обучить творчеству
- Психология детского творчества
- Художественная обработки бересты, как вида декоративно- прикладного искусства
- Предыстория
- Береста и быт
- Основные центры берестяных ремесел
- Холмогорский промысел
- Олонецкий промысел
- Пермогорье
- Великий Устюг
- Шемогодье
- Рязанский промысел
- Берестяной промысел Нижнего Тагила
- Якутский берестяной промысел
- Сибирь. Прокопьевск
- Заготовка бересты
- Хранение бересты
- Виды обработки бересты
- Тиснение, гравировка и выскабливание бересты
- Роспись
- Резьба
- Аппликация
- Плетение
- Методика разработки блока урока на занятиях по художественной обработке бересты
- Концепция методики художественного образования в целом
- Методическая программа уроков по художественной обработке бересты
- Пояснения
- Техника безопасности
- Вводное занятие
- Занятие с показом слайдов, видеофильмов
- Программа занятий. Первый год обучения
- 4. Заключение
- Приложения
Заключение
История берестяных ремесел огромна. Еще много можно почерпнуть и в народной памяти. То, что мы видим в музеях, - лишь малая часть материальной культуры предков. Но даже эта малая частичка дает представление о том, как жили наши предки, как умело работали с природными материалами, как бережно относились к природе. Любая частичка природы способна принести радость творчества и пользу особенно для детей.В художественных промыслах сохраняются и продолжают развитие замечательные традиции народного декоративного бытового искусства. В искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народа. Оно неоднородно и сегодня. Его произведения разнообразны: от маленькой брошки, сувенирной фигурки- игрушки, до громадных ковров, крупных кружевных панно, многопредметных подарочных комплектов посуды, мебели, уникальных сложных композиций миниатюрной живописи на шкатулках из папье-маше, искусной ажурной резьбы по кости и т.д. И всюду привлекает лаконичная, но выразительная пластика форм, высокая культура цвета, завершенность композиции, красота орнамента, достигаемые специфическими приемами мастерства, в которых соединяется и верный глаз, и точная рука, и неистощимая творческая фантазия, и бережно хранимые профессиональные традиции.
Также необходимо отметить что, одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей. Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей. В учебной работе с младшими школьниками особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни детей, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от общения со сверстниками и учителями.
О все таки по опыту своей работы с детьми младшего школьного возраста я сделала вывод, что им еще сложно плетением из бересты , у них ещё недостаточно развита мелкая моторика пальцев рук , координация движений для работы с этим материалом . Я считаю , что на самом начальном этапе необходимо брать бумагу и делать изделия из неё , постепенно переходя к работе с берестой .
Опыт мое работы показал , что если ребенку интересно , если его увлечь и заинтриговать , помочь вообразить будущее изделие , создать стимул , то он (ребенок) будет заниматься этой деятельностью долго , упорно и порой забывая про время и про то , что изделие может не получиться. Ребенок натура увлекающаяся и воспользовавшись этим качеством можно научить его и воображать и творить воображаемое изделие , но для этого его нужно вдохновить , вдохнуть в него искорку какого то замысла , какой то идеи , а в дальнейшем он все это разовьет сам. Но только в том случае , если это ему интерестно.
Список использованной литературы:
1.Арнина Н.Л. Уроки прекрасного. М., 1983г.
2.Виппер Б.Р. Очерки о живописи эпохи расцвета. М., 1962 г.
3.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М., 1967 г.
4. Финягин В.В. Изделия из бересты. Мос.обл., 2001г.
5. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы: Учеб. Пособие. - М.: Высш. Школа, 1980.
6. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. - М.: Знание, 1984.
7. Выготский Л.С., "Развитие высших психических функций",-М.,1960.
Ресурсы Интернет:
Статьи, авторефераты, ссылки.
Солсо Р.Л. "Когнитивная психология". " Пер. с англ. " М., Тривола, 1996 г. П.П. Всемирная история искусств. М., 1996 г.
"Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления"
(под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.В.Петухова). МГУ, 1984.
Этапы творческого процесса.
Вудвортс Р. (из кн. "Экспериментальная психология". М., 1950)
Источник: Солсо Р.Л. "Когнитивная психология". " Пер. с англ. " М., Тривола, 1996 г.
( А.Б. Потапов Технология творчества, часть 1. Москва, 1992, НТК "Метод")
Темерин С. М. Русское прикладное искусство.
Сорокин Б.Ф. Философия и психология творчества.
Замятин Е.И. Психология творчества.
Фролова Г.В. Спасительная возможность вообразить.
Программа студии " Матрица" Плетение из бересты СП-б 1998г.
Выдержки из книги Шутихина А.В. Доброе ремесло.
Мильтимедия :
СD-ROM " Русская береста ". Cordismedia 2003г.
или зарегистрироваться
в сервисе
удобным
способом
вы получите ссылку
на скачивание
к нам за прошлый год